Организация эвакуации на пассажирских судах

Необходимость настоящей статьи вызвана тем, что существующая организация эвакуации и спасения людей на пассажирских судах при угрозе их гибели не обеспечивает безопасности пассажиров. У нас преобладает концепция приоритета спасения судна перед спасением людей. Устав службы на судах ММФ (ст. 106) обязывает капитана объявить шлюпочную тревогу и дать команду оставить судно экипажем и пассажирами только тогда, когда, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель. При этом экипаж прекращает борьбу за спасение судна и спешно вместе с пассажирами покидает его. Такая практика в недавнем прошлом не раз приводила к человеческим жертвам.

Как должны быть организованы эвакуация и спасение людей на пассажирском судне? Кто этим жизненно важным делом должен заниматься в условиях борьбы аварийных партий за его живучесть? Ни НБЖС-81, ни Устав прямых ответов на эти вопросы не дают.

Существующая на пассажирских судах партия охраны порядка, безопасности и эвакуации, само название которой ни о чем вразумительном не говорит, «занимается герметизацией и затемнением судна, обеспечивает: непрерывной информацией пассажиров о состоянии судна и его помещений, организованный выход по тревогам к спасательным шлюпкам и порядок посадки в них, защиту судна от ОМП.

Введенные в Расписание по общесудовой тревоге малочисленные группы подготовки спасательных средств не в состоянии произвести спуск всех средств коллективного спасания на воду с пассажирами и управлять ими в море. Такая задача, как видно из названия, перед ними и не ставится.

Предлагается следующая организация поэтапной эвакуации пассажиров и экипажа с аварийного судна без ослабления борьбы за его живучесть, успешно отработанная на «Федоре Шаляпине».

На судне создается партия эвакуации и спасения пассажиров (ПЭСП). Командир партии — навигационный капитан (старший штурман), второе по значимости лицо после капитана. Его заместители — старший пассажирский помощник, который руководит через администраторов палуб звеньями эвакуации, регулировщиками, звеньями локализации аварийного отсека и его оцепления; два судоводителя — командиры команд старшин шлюпок и плотов, групп спуска спасательных средств своего борта.

Задачи партии:

* подготовка пассажиров к оставлению судна и эвакуация их в спасательные средства коллективного пользования;

* управление шлюпками и плотами в море, обеспечение выживания и спасения людей;

* возвращение пассажиров на борт судна при ликвидации аварии.

Проведенные учения показали, что экипаж легко усвоил новые обязанности, которые значительно упростились, стали логичнее и понятнее. Надежность спасения пассажиров и части экипажа со слабой морской подготовкой (работники пассажирской службы и ресторана) значительно повысилась, так как эвакуация их производится квалифицированной партией под руководством опытных командиров на ранней стадии аварии. Эффективность борьбы за живучесть судна также возросла, поскольку старший помощник капитана и руководимые им аварийные партии не отвлекаются для спуска на воду спасательных средств и спасения пассажиров. Полная эвакуация пассажиров и экипажа (около 1000 человек) с судна в шлюпки со спуском их на воду укладывается в отведенный норматив — 30 мин. Узнайте выигрывают ли в онлайн казино вулкан на нашем сайте, прочитав обзоры