Творчество Алексея Толстого. Мастер рассказа первой половины ХХ века. Часть пятнадцатая

Перекликаясь со своими историческими произведениями об Иване Грозном и Петре Первом, а также с публицистикой военных лет, где Толстой немало уделил внимания истории и национальному характеру русского народа, писатель не случайно начинает цикл с родословной Ивана Сударева. Дед его был крепостным, «отец крестьянствовал ни шатко, ни валко, жил беспечно», а ему, Ивану Судареву, «уже пришлось решать государственную задачу». Этим и подчеркнут главный этап формирования характера — советский. Но рассказы-то не об Иване Сударезе, это рассказы Ивана о других. И это тоже важно. Сударев рассказывает о своих согражданах, что мог бы не в малой степени отнести и к себе. И вот эта слитность рассказчика со своими героями — новое качество рассказов Толстого.

До сих пор писатель наблюдал их со стороны, подсмеивался над дряхлеющим дворянством и безвольными интеллигентами, заставлял своих героев рассказывать о себе и обсуждать свое окружение, находил нравственные контакты между отдельными людьми. Но тут выступает целый народ — единомышленники. Нравственная энергия отдельного человека как бы удесятеряется, и потому тональность повествования Ивана Сударева от рассказа к рассказу повышается. Толстому было дорого, что это в основе своей невыдуманные рассказы, и, может быть, именно потому он отказался от спокойного авторского повествования, поручив рассказывать непосредственному свидетелю и участнику событий. Так-то оно будет достоверней, да и эмоциональное выражение приобретает индивидуальную-окраску.

Цикл рассказов — тоже не случайно. Толстой никогда не замыкался в одном рассказе. Если он находил тему, он ее просматривал с разных сторон. Все его рассказы можно было бы сгруппировать по тематическим циклам. Именно рассказы были для него той исследовательской лабораторией, в которой не только готовилось большое произведение, но и проверялась точка зрения на жизнь. Вот почему и сами по себе они тяготеют к развернутому повествованию, усложненному построению с разбивками на главы, перерастают в повести (нередко Толстому приходилось менять и определение жанра и вместе с тем группировать их в циклы, развивая одну и ту же тему). Не случайно почти всегда Толстой обращался к рассказам в переломные периоды творческой биографии, когда перед ним вставали новые вопросы и, следовательно, открывалась новая тема. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что рассказ — магистральный жанр в творчестве Алексея Толстого. Топ список онлайн казино на деньги в снг рейтинг онлайн казино рейтинг составляется профессионалами и игроками